25 января 2022 года на базе МОУ «РТЛ-К» в режиме on-line на платформе Google Meet состоялся семинар учителей начальной школы «Использование технологии критического мышления в начальных классах».
В семинаре приняли участие 37 педагогов организаций общего образования г. Рыбницы и Рыбницкого района.
Целью семинара стало обобщение педагогического опыта использования приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах.
Работу семинара в онлайн-формате открыла Герасимова З.И., директор, которая предложила участникам семинара информацию на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ГОС НОО». Технология деятельностного метода предполагает создание учителем специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Презентацию «Использование методических приемов технологии критического мышления в начальной школе» в онлайн-формате вниманию участников семинара предложила Лозовская А.А., заместитель директора по УВР, учитель начальных классов. Александра Валерьевна обозначила, что в основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.
Тема семинара была продолжена докладом с презентацией «Демонстрация применения технологии развития критического мышления на примере обучения младших школьников чтению и письму» Тухарь Н.И., учитель начальных классов. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования» Итак, приоритетной задачей современной школы является не овладение учащимися определенным набором знаний, умений, навыков (что, безусловно, важно), а воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения.
Практическая часть семинара началась с открытого урока Семенюк Е.С., учителя начальных классов. Елена Сергеевна представила свой урок по литературному чтению в 3 классе «И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек». Далее участниками семинара был просмотрен видеофрагмент урок Городенской О.Е., учителя начальных классов, по русскому языку в 4 классе «Несклоняемые существительные». Олеся Евгеньевна продемонстрировала технологические этапы урока, предоставила возможность учащимся проанализировать то, что они уже знают об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.
Вниманию участников семинара был предложен видеофрагмент урока молдавского языка «Кожокул де зэпадэ» Левко И.И. Данный урок проходил в 4 классе.
Видеофрагмент урока математики в 1 классе «Целое и части» представила Тухарь Н.И., которая поэтапно показала использование технологии кластер, который она применяет на своих уроках. Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Презентация видеофрагмента урока по окружающему миру в 3 классе «Здоровый образ жизни» представила Лозовская А.В. Александра Валерьевна показала в своем уроке такие технологии, как «Толстые-тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы - ответ на них находится в изучаемом учебном материале. «Толстые» вопросы – ответ на них предполагает поиск других источников информации. Также участникам семинара был показан приём «Лови ошибку». Учащиеся находят («ловят») ошибки, допущенные учителем (например, слова с орфографическими ошибками).
Исходя из поставленной цели, педагоги поделились опытом работы в области использования технологий критического мышления в начальных классах.
Семинар получил высокую оценку коллег за актуальность, качество и глубину представленного материала, профессионализм.
|